ул. Орджоникидзе. Ул. Вокзальная магистраль

ул. Орджоникидзе. Ул. Вокзальная магистраль
Фото и видео Татьяны Черновой



Вокзальная магистраль появилась на карте города уже в 1927 году в генплане профессора Коршунова. Она должна была соединить вокзал и площадь Сталина с её помпезным Домом науки и культуры. Но пробивка магистрали отложилась на 25 лет. Хотя уже в 30-е годы новые здания закладывались с учетом будущей улицы.
Первым в 1930-м году был построен дом ДорПрофСоЖа (профсоюза железнодорожников), в 1935-м – Управление Томской железной дороги. Фасады здания уже были ориентированы под углом. В 1934 году началось строительство отправной точки будущей магистрали – вокзала «Новосибирск главный». Тогда он назывался «Новосибирск Первый».
Новая улица располагалась не как уже сложившиеся – в прямоугольной застройке, а в диагональной. Она перерезала Омскую, Томкую, Красноярскую, Енисейскую, Бурлинскую улицы.
Таким образом, Вокзальная магистраль буквально раздавила множество исторических и не очень построек. Например, красивое двухэтажное кирпичное здание первого реального училища - прародителя 22-й школы и педагогического университета; здание польской приходской школы при католическом костеле, да и сам величественный костел св. Казимира с небольшим римско-католическим кладбищем тоже. В 2009 на том месте, справа от ЦУМа, был заложен камень в память о костёле.
Уже после войны, в середине 50-х магистраль стали пробивать активно. На перекрестке с ул. Советской были построены красивые жилые дома-сталинки для работников Сибгипротранса, в 67-м – ЦУМ, в 69-м – дом с магазином «Золотой ключик».
А вот пространство между вокзалом и ЦУМом долгие годы не осваивалось, и частные домики старых улиц были отгорожены от парадной магистрали сплошным деревянным забором. Чтобы высокие гости города, проезжающие с вокзала в центр, не видели остатков старого Ново-Нониколаевска. 

Контантин Голодяев





















Комментарии